Окрушко Валентина Владимировна воспитатель МКДОУ ЦРР-детский сад №18 г.Россоши Персональный сайт
«ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ».Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Каждый ребенок- это жемчужина, и от нас, воспитателей зависит сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них. Чаще всего раскрыться ребенку мешают упрямство, задержка речевого развития, тревожность, неконтактность, конфликтность, детская агрессивность, застенчивость и неуверенность в себе. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития, как одной из составляющих здоровья ребенка. Арттерапия - это современный метод положительного психологического воздействия, с целью подержания и укрепения здоровья детей. "Арт" - искусство, "Терапия" - лечение. Термин введен Андрианом Хиллом в 1938 году. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арттерапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она является хорошим способом социальной адаптации, помогает устанавливать отношения между людьми, так как использует средства невербального общения. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Через рисунок, игру, сказку, музыку арттерапия дает выход сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира. Сегодня мне хочется рассказать о видах арттерапии, используемых мною для оздоровления дошкольников. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Изотерапия - воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и другими. Основная цель использования изотерапии - повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка. Рисование - мощное средство самовыражения, которое обеспечивает путь для проявления чувства. Дети любят, обмакнув палец в краске, оставлять следы на бумаге. В зависимости от настроения, ребенок выбирает ту или иную краску. Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненную радостью, взаимопониманием, успехом. Печатание - техника изображения с помощью печати. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим, предлагается печатание листьями. Лист дерева намазывают краской и отпечатывают на бумаге, - так создаются декоративные композиции. Рисование свечей. Для этого, с помощью кусочка свечи , дети наносят контурное изображение, затем сверху широкой кисточкой или губкой наносят краску. Пластилиновое рисование используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей. Оно отвлекает внимание детей на процесс моделирования новой картины , дает возможность выплеснуть агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластиллин по картону. Рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги - тогда изображение получится таинственным. Игротерапия. Игра помогает стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают: подвижные игры, игры на подражание, игры с песком, игры на снятие психо-эмоционального напряжения, хороводные игры, динамические игры. Детские игры необходимы для гармоничного развития детей как в физическом, так и в умтсвенном плане. Игра для детей является отражением окружающей его жизни, - это всегда импровизация. Сказкотерапия - использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафоричеки выражать те или иные жизненные ситуации. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально разработанные . Сочинение сказок ребенком и для ребенка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Используя методы арттерапии, я соблюдаю следующие условия: творчество должно нести для ребенка радость. Стараюсь поддерживать любое стремление ребенка к творчеству. Стремлюсь к тому,чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка. Таким образом, основываясь на научно-исследовательском материале и собственно-практическом опыте, мы можем констатировать следующее: педагогическаяя арттерапия - это технология, позволяющая развивать детское воображение и мышление, обеспечивать познавательное развитие детей, активизировать и стимулировать их речевую активность, улучшать качество внимания, развивать ребенка творчески, снижать уровень тревожности и агрессии у детей. Литература. Алябьева Е.А. "Психогимнастика в детском саду", ТЦ "Сфера", М., 2005 г. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. "Практикум по сказкотерапии".- Спб. Речь. 2006 г. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. "Развивающая сказкотерапия для детей", Спб. Речь, 2006 г. Киселева М.В. "Арттерапия в работе с детьми". - Спб. Речь, 2006 г. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. "Увлекательное рисование методом тычка" Фатеева А.А. "Рисуем без кисточки" 19 марта 2017 в 21:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.