Окрушко Валентина Владимировна воспитатель МКДОУ ЦРР-детский сад №18 г.Россоши Персональный сайт

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Поговорим об именах. Святое имя твое." в старшей группе

 Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Поговорим об именах. Святое имя твое." в старшей группе 

Цель: формировать положительное отношение к именам.

Задачи:

Обучающие: 

познакомить с историей возникновения имен; их значением, своеобразием;

пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).

Развивающие: развивать познавательный интерес к своему имени;

активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.


Оборудование: выставка художественной литературы, детские альбомы «История моего имени», портреты: полковник Алексеев Иван Епифанович, адмирал Ушаков Федор Федорович, поэтесса Дерикот Раиса Ефремовна – известных людей нашего города;


Предварительная работа:

беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств;

рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «История моего имени»;

чтение художественной литературы в группе: Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле»;

заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».


Словарная работа: святые, именины.

Ход занятия:


(Слайд 1)

Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)

Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.


(Слайд 2)


Об этом моя загадка:


И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.


Чтобы его узнать, надо вслух сказать


 Что это? (Дети: Имя.)


Как вы думаете, как появились имена?


Это произошло случайно? (Ответы детей)


Из книжек (обращение внимания на выставку) мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.


- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?

А если я спрошу: “Миша, тебе здесь нравится?”?

Верно, Миша сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.

Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)

По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая…) (Слайд 3)

По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок…) (Слайд 4)

По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой…) (Слайд 5)

По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка…) (Слайд 6)

Какие самые необычные имена вам встретились при чтении литературы дома с родителями?


Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Почему в далёкие времена давали такие имена?


(Такие имена давались не потому, что человек имел такие качества, а для того, чтобы обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел).


Совершенно верно. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение. Об этом пословицы и поговорки «Без имени ребёнок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени – болван» (Слайд 7)

Творческое задание:

Интересно, какие имена были бы у нас в те времена? (Слайд 8)

Предполагаемые ответы детей:


Настя – Молчунья (мало разговаривает)


Оля – Снегурочка (родилась зимой),


Саша – Первая (старшая в семье)…


Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают. Святые - это особенные люди. Они жили правильной жизнью, никого никогда не обижали, всегда помогали бедным и тем, кто обращался к ним за помощью.


Сегодня 30 сентября, в этот день вспоминают святых Веру, Надежду, Любовь, а у девочек с именами Вера, Надя и Люба сегодня - именины.


Динамическая пауза.

Игра «Эстафета имен». Все встают в круг. Ведущий берет мяч, передавая мяч соседу, произносит имя, остальные называют это имя ласково и передают мяч (Вера – Верочка, Верушка, Веруся; Надя – Надюша, Наденька, Надюшка и т.д.)


- Сейчас, когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители).

Вы знаете, почему родители назвали вас таким именем? (Слайд 9)

(Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «История моего имени», сделанные дома с родителями. ).


Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Слайд 10) 


Почему мы должны оберегать свое имя? 

Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади) 

И в нашем городе Россошь есть улицы:  Алексеева, улица Ушакова, улица Раисы Дерикот (Слайд 11)


Что это были за люди, мы будем знакомиться в дальнейшем. А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.

Подведение итогов:

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось?


25 марта 2017 в 16:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.