Окрушко Валентина Владимировна воспитатель МКДОУ ЦРР-детский сад №18 г.Россоши Персональный сайт

Опыт работы : "Духовно-нравственное воспитание дошкольников ."

Опыт работы : "Духовно-нравственное воспитание дошкольников ." 

    В современной системе образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. 17 октября 2013 г. Министерством образования и науки России утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из ключевых задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

     «Задача воспитания,- говорит К.Д. Ушинский, — пробудить внимание к духовной жизни». — Надо научить ребёнка любить красоту нравственных поступков. «Вне христианства нет для человека идеала нравственности, нет нравственных основ, а, следовательно, и нравственных стремлений, которыми он должен руководствоваться при воспитании детей»

 Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

 Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.   Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

        В качестве главных средств духовно-нравственного воспитания дошкольников следует выделить  обогащенную предметно-развивающую среду. Важно отметить необходимость общения детей в   детско-взрослых сообществах; разнообразные игровые и речевые практики; участие в хозяйственной и трудовой жизни семьи и детской группы; практику познания, проявления любознательности, интереса к окружающему миру; общение с природой, животными; культурное пространство чтения, рассматривания, создания книги; художественную (изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность); опыт посещения и восприятия театральных и музыкальных постановок, художественных выставок; просмотр/прослушивание детских художественных и образовательных передач, CD и DVD-дисков.

В практике я использую различные формы духовно-нравственного воспитания детей:

— ситуации бытового взаимодействия, культурные практики повседневной жизни;

— самостоятельную игровую, коммуникативную, художественную деятельность детей;

— занятия (в том числе совместные занятия детей и родителей);

— социокультурные праздники и досуговые мероприятия;

— экскурсии и целевые прогулки;

— кружковую работу;

— музейную деятельность дошкольного образовательного учреждения;

— встречи с интересными людьми — носителями культуры;.

     Содержание  работы по духовно-нравственному воспитанию я выстроила с использованием  программно-методического комплекса Л.Л. Шевченко «Добрый мир», а также методических пособий «Самые главные праздники: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста.

     Для реализации поставленной цели  созданы благоприятные условия. В группе оборудован уголок  православной культуры, где собран теоретический и практический материал: литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы:

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

- игры по духовно-нравственному воспитанию; 

В рамках реализации программы по духовно-нравственному воспитанию мы принимали участие в следующих мероприятиях: 

-акция милосердия «Белый цветок»,

- акция «Солнечные лучики» ко дню пожилых людей, 

-праздник Покрова Пресвятой Богородицы,

 -«День матери»,

 -праздник Рождества Христова,

- акция милосердия «Рождественское чудо»,  

-Пасхальная акция милосердия,

- конкурс рисунков на асфальте «Мамочка моя» в неделю жен-мироносиц,

 -«День Победы в Пасхальной радости», 

-«Живое слово» - конкурс чтецов духовной поэзии, посвящённый празднику Пресвятой Троицы.

     Семья является главным партнером в нашей работе, именно родители должны передать ребенку традиции русского народа,  сохранить нравственные, духовные ценности и обычаи.

     Работа по духовно – нравственному воспитанию помогла поставить воспитательно – образовательный процесс на качественно новый уровень.  Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание,  ответственность, уважение к старшим. Дети приобщаются к опыту православной культуры, знакомятся с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах.

  Литература: 

1.Программно-методический комплекс Л.Л. Шевченко «Добрый мир» 

 2.К.Д. Ушинский о воспитании  .

3.Министерство образования и науки России  "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования." 


25 марта 2017 в 16:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.